ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ, 12 августа
Так получилось, что весь этот день прошел у нас с военно-патриотическим уклоном.
С утра мы продолжили путешествие по полуострову Средний.
Первым объектом, который мы посетили, была
Батарея береговой артиллерии послевоенной эпохи, известная как "батарея Поночевного"
Четыре противокорабельных орудия, под каждым - казематы, где хранились и откуда подавались снаряды и командный пункт. Подземные помещения состоят из склада снарядов, порохового погреба, комнаты отдыха личного состава, конвеера-транспортера и устройства подачи снарядов к орудию.
Теоретически позиция не заброшена, а находится на консервации. Практически же - состояние плачевно.
Ложная артиллерийская позиция
Склад артиллерийских снарядов в подземелье, под батареей
Система подачи снарядов от арсенала к орудию.
Помещение для отдыха орудийного расчета.
Командный пункт
Водопад на полуострове Средний
Когда мы уже покидали полуостров Средний, дорогу нам неожиданно преградила огромная глубокая лужа. Откуда она там взялась - загадка, в прошлом году её не было.
Пришлось преодолевать её вброд.
И вот, мы вновь вернулись на дорогу, ведущую к пограничному посту, мимо посёлка Титовка, в сторону Мурманска.
Здесь можно напоследок полюбоваться изумительными пейзажами этих мест. Местные жители не сомневаются, что уже в самое ближайшее время территории полуостровов Средний и Рыбачий будут объявлены природным заповедником и дикий туризм здесь прекратится. Какие произойдут в результате этого изменения - покажет будущее.
Ну а мы остановились, чтобы сделать несколько прощальных фотографий.
Проехав половину пути до посёлка Титовка, наша группа разделилась. Экипажи Игоря и Ильи отправились в Мурманск, а KlassP и Сергей Pils, принявший на борт Лену Buz, свернули в сторону перевала Муста-Тунтури.
Честно говорю, хребет Муста-Тунтури для меня - одно из самых ярких впечатлений этого рейда.
В самом начале войны
немцы пошли в наступление на полуостров Рыбачий со стороны Печенги, углубившись на территорию СССР на 8 км. На хребте Муста-Тунтури их удалось остановить, и с тех пор линия обороны не менялась почти 3,5 года – это единственный участок фронта, где немцы не смогли больше продвинуться вглубь нашей страны ни на сантиметр. Здесь осталось огромное количество следов пребывания немецкой армии в течение этих трёх лет. Это и остатки обмундирования - пуговицы, пряжки, полусгнившие ремни, и остатки вооружений, боеприпасов.
На каждом шагу попадаются мины, патроны россыпью, подковы от лошадей, валенки, которые фашисты одевали поверх сапог, спасаясь от суровых северных морозов, останки мотоциклов и т.п...
Эх, было бы у нас побольше времени, было бы очень интересно побродить здесь не спеша между камней...
А какая красота вокруг - не передать словами. Да и фотографии не могут в полной мере отразить грандиозность и величественность этих пейзажей.
По старой дороге, построенной немцами между скал и озер, мы доехали почти до перевала. Только когда дорога ушла в воду, где по узкой насыпи, скрытой на полметра под водой, нужно было переехать на другой берег озера, мы решили развернуться.
Решили не рисковать - время поджимало, а для форсирования этого брода нужно было протоптать дорожку...
Первые километры к хребту Муста-Тунтури
Привал у старой немецкой дороги.
Брод по узкой насыпи из камней через глубокое горное озеро.
Ну вот, уже совсем вечер... Мы покинули погран.зону и вернулись на асфальт дороги Печенга-Мурманск. Мы решили остановиться на ночлег на берегу одного из озер, не доезжая Мурманска. Но сначала свернули к шару, зорошо заметному с дороги. Шар - укрытие для антенны РЛС. Такой же шар, правда несколько меньшего размера, лежит в лесу под Дубной.
Но в Мурманский шар можно не только залезть, а даже заехать на машине, что мы и сделали.
Когда до Мурманска оставалось всего несколько десятков километров, и мы начали искать место для ночевки, неожиданно начался дождь. Когда ставили палатки, это уже был ливень.
Натянули тент и под проливным дождём готовили ужин, варили грибы - отборные подосиновики, которые набрали на полуострове Средний. Дождь шел всю ночь, до утра.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Toyota Hilux 3.0 AКПП, 2015. Уже не полный сток, но до совершенства ещё далеко.