Вроде как собралась немного с мыслями, так что начну потихоньку ваять отчет.
Пройдено около пяти с половиной тысяч - от Москвы до Порчнихи и обратно. Не все сложилось, как хотелось, не все удалось. Но, в принципе, это нормальная ситуация для одиночных поездок. Временами даже казалось, что все против этой поездки, и нам придется все-таки возвращаться назад.
Однако, где наша не пропадала, и поездка, несомнено, удалась. Правда, не очень повезло с погодой, за всю поездку набралось, наверное, дня два-три без дождей. Но это такие мелочи, здесь погода не так важна. К тому же мы понимали, что раз на раз не приходиться, и теплый Север это скорее везение. Так что верните меня в +6, ледяной туман и дождь - мне там намного комфортнее, чем в Средней полосе в хорошую погоду.
Машинка держала нас в тонусе, жаловалсь всякими нехорошими звуками, но до дома благополучно довезла.
Из минусов поездки - самое неприятное, что Сергей лишился зуба. Ну и восстановление машинки, но это всегда приходится делать после поездок. Не очень порадовала Декатлоновская 2-ух секундная палатка - дно у нее все-таки слабое, да и влажность присутствует (хотя это может быть последствием непрекращающихся дождей), но так быть не должно. Все-таки лучше брать палатки для экстримальных условий.
Ну а все остальное - только плюс. Море впечатлений, удовольствие от самой поездки. Радость от узнавания знакомых мест и познания незнакомых. Даже плохая погода сделала свой приятный сюрприз - то что мы уже знали, виделось совершенно иначе в пелене тумана и дождя. Всякие вкусности, которые в Москве не поешь. Или поешь, но, поверьте, совсем не с таким удовольствием. Еще к плюсам хочется добавить неторопливое общение, особенно с дочкой. И полное отсутствие мыслей о работе,о каких-либо проблемах и делах, которые обязательно нужно сделать. Вообще, я на Севере временами ловлю себя на мысли, что у меня нет никаких мыслей в голове. Я хожу, любуюсь этими местами, могу часами втыкать на море, на острова, на подводные лодки или еще на что-нибудь. И действительно пребывать именно здесь и в сей момент времени, ни очем не думая, кроме ощущения себя здесь и сейчас.
Как-то очень много слов получается, так что как резюме - ВЕРНИТЕ МЕНЯ ОБРАТНО!
И немного фоток для затравки.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Машину мы загрузили еще с вечера, так что утром быстро глотнули кофе и собрались двигаться в путь. Здесь меня ждала первая неприятность - при попытке сфотографировать наш отъезд, сдохла зеркалка. Так что все фотки сделаны полудохлыми цифровиками, работающими через раз.
Из Москвы выехали быстро, да и дальше особых затруднений на дороге не было. Этот раз мы решили, что Ленинградка нам порядком надоела и ушли по направлению на Ладогу перед Валдаем. В принципе, этот вариант нам понравился. Состояние дорог разное, но откровенно плохих участков мало, и те делаются. Населенных пунктов мало, машин соответственно практически нет. Т.е. реально минут за 15 можно не встретить ни одной машины. При таком варианте проезда есть 2 участка грейдера, но грейдер отличный. Даже после дождя позволяет держать 70-90 км/ч. Из более менее крупных городков - Боровичи и Любятино, Бокситогорск и Тихвин остаются в стороне.
По дороге ничего не снимала, хотя попадались и усадьбы, и церкви и просто красивые места - зеркалка меня все-таки сильно расстроила.
Кусочки грейдера.
А вот на подъезде к Тихвину наша поездка чуть не закончилась. Погода в дороге была очень неровная - то солнце, до дождь, то морось. А тут поднялся сумасшедший ветер. К тому же надо сказать, что дороги возле Тихвина очень хорошие. И, естественно, выехав с грейдера, мы притопили. Это просто счастье, что я смотрела на верхушки деревьев в тот момент, больно сильно они гнулись от ветра. И вдруг, как в замедленном кино, одно из деревьев начало гнуться все ниже и ниже, пока я не поняла, что оно просто падает. Короче, мы успели затормозить буквально метрах в трех от падающего дерева. И сзади в нас никто не въехал. Газели повезло меньше - водитель разговаривал по телефону, как он сам сказал, и опасности не увидел. Хотя, надо сказать, Сергей тоже не видел дерева, он среагировал на мои крики "тормози!".
Расчистка дороги общими усилиями. Как всегда, попадаются козлы, которым обязательно надо проехать - ребята таскают тяжеленные бревна, а он сигналит - пропусти. Честно говоря в тот момент и так состояние было нервное, так и хотелось запустить в них чем-нибудь тяжелым.
Завал расстащили быстро, благо что мужиков все-таки больше чем козлов. И придя немного в себя, поехали дальше.
К счастью, больше приключений не было, и мы спокойно доехали до Олонца и дальше за него. Место для ночевки я выбрала километрах в 30 за Олонцом, возле места впадения Тулоксы в Ладогу. Место это интересно в первую очередь высокими дюнам, во-вторую -как место проведения этапа Ладога-трофи. Место действительно красивое, сосны, песок, Ладога. Правда место пришлось поискать - Ладогу штормило, с нее дул сумасшедший ветер. Наконец встали под прикрытием дюны.
Пока искали место для ночевки, разбивали лагерь, погода испортилась окончательно. Даже у подножия дюны гулял ветер, летел песок и пошел дождь, который поливал всю ночь. Как-то так не очень радостно прошел первый день нашей поездки.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Сочувствую, а мы еще жалуемся, что отпуск всего две недели...
Страшно - несколько не то слово. Сказать что страшно - нельзя, и нестрашно - тоже. Скорее есть понимание, что что-то может пойти не так - машина может сломаться, кто-то может заболеть, могут быть и звери и люди неадекватные... Здесь скорее важна психологическая готовность к таким ситуациям.
В одну машину, конечно, в особую каку мы не залезаем, да и принципе осторожно относимся к маршруту. Если видим, что впереди беспросветная ж..., то проще выбрать другой маршрут, а по этому пробежаться пешком. Ну а уж если сядешь - то отпуск все-таки, есть время на откапывание или на поиски помощи. С вариантами эвакуации - если на трассе, то это не проблема. Ну если где-нибудь в глуши - так там тоже есть люди временами, так что кто-нибудь да поможет, дотащат хотя бы до какой-нибудь цивилизации. Это все конечно неприятно, но в конце концов решаемо.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Смелая вы Сударыня
Вопрос задал потому, что в 98-м году пришлось 70 километров по Забайкальским сопкам пешком пилить.
Были военные учения в РВСН, уехали далеко в леса и сопки. Сначала съели весь сухпаек. Потом поломался ГАЗ-66, на котором мы туда приехали. Рация тоже не связывалась.
Потом пилили по компасу и карте через сопки. Потому, что по дороге идти еще дальше
Незабываемые впечатления
---------- Сообщение добавлено в 21:10 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 21:01 ----------
Зато посмотрели красивейшие места, где нога человека раз в несколько лет ступает, а может и не ступает.
С утра сквозь палатку прислушались - дождя нет, Ладога шумит, но вроде потише. Дальше это стало уже привычкой - не вылезая из палатки, определить степень гадости погоды. Да и сейчас дома до сих пор утром пытаюсь понять, шумит ветер за окном или нет.
Погода начала улучшаться, временами светило солнце, временами набегали тучи - короче, также неровно как и в предыдущий день. Ладогу продолжало штормить, так что искупаться не получилось.
Отправились просто полазить по дюнам, и порадовались, что встали под их прикрытием. Даже почти стихший ветер все равно гонял тучи песка. На машине съезжать не рискнули - съехать то как-нибудь съедешь, а вот подняться обратно без лебедки уже проблематично. Да и на берегу следы сплошь от квадриков.
Песок явно отвоевывает себе место. Из под толстого слоя песка торчат остатки сосен, некоторые деревья непонятно как еще держаться на песке. Конечно, по сравнению с Куршской косой, дюны здесь не так высоки. Но здесь никто и не укрепляет берег. Да и квадрики с машинами, конечно, тоже нарушают равновесие. Процесс, конечно не быстрый, но постепенно дюны будут двигаться вглубь, уничтожая лес.
Кстати сказать, ходить по этому песочку не просто. Ноги вязнут по щиколотку, а на склонах песок уходит из под ног просто моментально.
Продолжаем прогулку.
Все-таки большая песочница - это классно! Даже мы с удовольствием зарывались в теплый песочек.
Но пора собираться в дорогу, нам еще надо доехать до Онеги. В Олонце в одном из дворо замечаем такие вот скульптуры. То ли это раритеты, то ли чье-то мнение о прекрасном - не знаю. Но краска свеженькая.
Естественно, на Онегу мы выходим самым прямым путем. Ну что сказать о дорогах - процентов 60-70 от Кутейжи до Вытегры это грейдер. Места красивые и колоритные. Но, понимая, что нам еще ехать и ехать, останавливаемся не часто.
Участок от Кутейжи до Важин - вполне приличного качества грейдер. Но одно но - если в песне говориться "семь изгибов на версту", то здесь их все семнадцать, плюс спуски и подъемы. По извилистости этот кусок даст фору Ладожскому серпантину, от которого, кстати, осталась небольшая часть. Так что быстро ехать не получается, к тому же время от времени встречаются лесовозы, которые едут посередине и так не очень широкой дороги.
Перед Важинами начинается асфальт.
Важины.
Современный и хороший мост через речку Важинка.
Какого же было наше удивление, когда мы рассмотрели, на чем он держится. Все железобетонные основания стоят на деревянных сваях.
Далее в Подпорожье ГЭС и шлюзы.
Спустя некоторое время снова начинается грейдер. В Ленинградской области это еще более менее нормальная дорога. Но как только въезжаешь в Вологодскую, это уже нечто. И это нечто тянется до Вытегры. Уж сколько раз мы вспомнили добрыми словами дорожников Ленобласти... От Вытегры какой-то кусок свежесделанной идеальной дороги, потом обычной российской, и как же без ремонта...
Короче, до Стекляного мы добрались уже ближе к вечеру. Недолгие поиски места под стоянку - запланированное уже оказалось занято, мы хотели проехать на Кочковнаволок, но при нас туда прошли несколько машин. Кстати, Стеклянное - это поселок напротив Шальского.
Погода в этот вечер нам благоволила, небо расчистилось, дождей вроде бы больше не ожидалось (наверное, мы все их собрали по дороге).
Так что встаем на ночевку, жарим шашлык и собираем чернику.
Вдали - мыс Кочковнаволок, правда добираться туда надо вброд. Но хотелось уединения, так что не поперлись.
Здесь, так же как и на Ладоге, оборудованные стоянки. Спокойно коротаем вечер - здесь уже значительно светлее, чем в Москве. В отсутствие ветра появляются комары и мошкара, но возле костерка очень даже ничего. И, немного потеряв счет времени, отправляемся спать. Завтра у нас по плану Белое море и встреча с питерцами.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Утро встретило нас солнышком и теплом. Так что небольшой обход окрестностей.
Водные процедуры. Правда, вода ледяная, так что плавала в гордом одиночестве.
Дальше наша дорога лежала на Белое море, где нас уже ждали питерцы - Gabadei и Leon140 с супругами. Проезжаем Беломорск и выходим на побережье. Понимаем, что погода начинает портиться - с моря дует сильный ветер, и похоже, он становится все сильнее и сильнее. К тому же начинают набегать тучки.
Встреча, посиделки...
Тем временем дело к ночи. На Белом море все еще белые ночи, конечно, уже не такие светлые, как в начале июля, но все же...
Долго ли коротко ли, но все разбрелись по палаткам. Утром ребятам предстояла дорога на Терский берег, а у нас была запланирована дневка на Белом. Все затянуло тучами, ветер не утихал, но гулять так гулять.
Белое море в прилив.
Море начало штормить, дождик, только временами нас пугавший, превратился в обложной, временами превращаясь в ливень.
Ближе к вечеру ветер стал стихать, начался отлив.
Наш лагерь.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Дождь наконец-то закончился и всем семейством мы отправились бродить по отливу.
Я очень люблю закаты на Белом море. Почему-то мне кажется, что они здесь какие-то очень нежные, что ли... Может, мы так попадали, но ни разу я не видела здесь ярких кричащих красок, наоборот все в очень мягких пастельных тонах. В этот раз я даже и не надеялась на закат - больно все было затянуто тучами. Но природа все-таки подарила нам полчаса изумительных красок.
Утро снова встретило нас серой хмарью, в которой растворялось все окружающее.
Далее нас ждали Хибины.
Было у нас желание заехать в Хибины со стороны Умбозера. Где-то мне встречались упоминания о том, что в определенное время пропускают через ГОК "Восточный". Сунулись на "Восточный", на "Олений ручей" - теперь не пропускают нигде. Предлагают ехать на Умбозеро через Октябрьский, но это выход на "Тысячу ручьев" и Ловозеры. Нам же надо в Хибины. Совсем не порадовала информация о голодном и холодном лете и , соответственно, большом количестве медведей, выходящих к людям. В самой Коашве застрелили трех взрослых, однолеток не трогают - они считаются неопасными. Мы медведей, к счастью, не видели, но по местному ТВ действительно идут сюжеты со съемками туристов и местных жителей.
Но что не делается, то к лучшему. Еще с утра у Сергея начал надуваться флюс, и к вечеру уже возникло ощущение, что антибиотиками мы не отделаемся, а придется резать. Так что решили не заниматься самолечением, а поискать зубного, уж коли мы рядом с Кировском. К тому же в таком состоянии ночевка в холоде и сырости явно на пользу не пойдет. Так что отправились искать гостиницу в Кировске.
Сначала отправились в "Хибины" - но 5400 за номер в гостинице находящейся в грудах строительного мусора не впечатлили. Предложили еще один вариант за 4200. Но мы решили поискать еще и нашли. Санаторий "Тирвас". Со своей лечебной базой и даже наличием зубного врача. Номер на двоих 3000 с завтраком, доп место еще 800. Но мы уместились на двух кроватях. Из минусов - отопления в номере нет, воды горячей нет - есть очень холодная и просто холодная. Зато сухо и есть интернет. А еще есть такие процедуры, как светолечение и теплолечение.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.
Утро пришлось таки начать с визита к зубному. В результате зуб был благополучно удален и принято решение еще одну ночь провести в санатории для подстраховки. А там дальше уже как пойдет.
Помаявшись от безделья в номере и накормив семейство обедом, а мужа еще и горсточкой таблеток, пошла гулять.
Вообще, воды очень много. Залито практически все.
Фотки, конечно, не очень, но и погода тоже была не очень. Потихоньку дошла до Малого Вудьяра.
Побродила вокруг озера, правда все тонуло то ли в тучах, то ли в пелене дождя.
Прошлась в сторону перевала.
Собственно место, где расходятся дороги - одну только куда-то еще тянут, а вторая идет на перевал.
У некоторых это вызывает затруднения, только при мне сначала мотоциклисты промахнулись (правда, они и на предыдущей развилке ушли на озеро, а не на перевал), и еще один товарищ решил что на перевал должна идти хорошая дорога. Так что хороший грейдер, уходящий вправо - это тупик. А речка, текущая слева - это и есть дорога.
Обозначенное время возвращения уже поджимало, да и дождь разошелся не на шутку, так что разворачиваюсь и иду обратно.
Утро следующего дня внушило нам некоторый оптимизм - сквозь тучи проглядывали кусочки синего неба, дождя не было, да и отек у Сергея хоть немного, но спал. Покидаем гостиницу и отправляемся гулять по Хибинам. Теперь на машине. По хорошему, на Хибины надо отводить несколько дней, и ходить там пешком. Подняться на перевалы, посмотреть озера, да и просто побродить. Но у нас остался один день - так что галопом по Хибинам, где на машине, где пешочком.
Озеро Долгое - на этот раз оно действительно долгое, воды много, и ветер даже гоняет по нему волны.
После базы спасателей начинаем уходить на всякие боковые дорожки.
Почему-то эти дорожки не очень нравятся нашей ступице, и она начинает громко требовать, что бы мы прекращали это безобразие. Стараемся больше ходить пешком.
Набродившись, отправляемся к Щучьему и Гольцовому озеру, где планируем встать на ночевку.
__________________
Массовик-затейник в экипаже Сергей-850.